Сщмч. Фаддей, архиеп. Тверской

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской

сщмч. ФаддейСщмч. Фаддей (Успенский Иван Васильевич) родился 12.11.1872 г. в Нижегородской губ., Лукояновском у., с.Наруксово. Его отец, Василий Федорович, местный благочинный, протоиерей церкви с.Наруксово, награжденный палицей и орденом св.Владимира IV степени. Мать — Лидия Андреевна. Дед Ивана был тоже священником, пламенным молитвенником, человеком смиренного
и щедрого сердца. В семье было семеро сыновей и две дочери. Вместе с братьями Владимиром и Александром Иван пошел по духовной линии. В 1892 г. окончил 
Нижегородскую Духовную Семинарию, с 1892 по 1896 гг. обучался в Московской Духовной Академии. 13.08.1897 г. принял монашеский постриг, 24.08 постриг в иеродьяконы, 21.09. в иеромонаха. С 1897-1898 гг. преподаватель логики, психологии, философии, дидактики Смоленской Духовной Семинарии, 1898-1900 гг. инспектор, преподаватель Священного Писания в Минской Духовной Семинарии, 1900-1902 гг. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия, инспектор в Уфимской Духовной Семинарии. 15.03.1902 г. возведен в сан архимандрита. 8 сентября 1902 г. назначен на должность ректора Олонецкой Духовной Семинарии, и был ректором до 1908 г. 21.12.1908 г. рукоположен во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. Став архиереем, будущий священномученик Фаддей не изменил своему монашескому аскетическому правилу, он по-прежнему много молился и постился. Паства увидела в своем новом архипастыре человека святой жизни, образец кротости, смирения и чистоты. В 1916 г. назначен епископом Владикавказским.  В 1917г. епископ Фаддей вернулся к исполнению обязанностей епископа Владимиро-Волынского.

Волынь оккупировалась то немцами, то петлюровцами, то поляками. После того, как архиепископ Евлогий (Георгиевский) оставил Волынскую епархию и уехал за границу, епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии. Епископу пришлось терпеть много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти, хотя он заявлял: «Духовенство не надо втягивать в политическую борьбу». Он ни при каких обстоятельствах не желал вступать в общение с самосвятами-автокефалистами как «с учреждением неканоничным и противоцерковным». В годы российской смуты он духовно окормлял и поддерживал свою паству. Покинувшие Россию петлюровцы некоторое время еще строили планы создания на Украине повстанческого движения. Осенью 1921г. в Житомир прибыл один из организаторов петлюровского движения полковник Алешин и встретился с епископом Фаддеем. Он сказал, что является представителем Петлюры и Савинкова и предложил епископу поддержать их повстанческое движение: «Поскольку мы ведем борьбу с Советской властью как верующие люди, — и для нас заповедь «возлюби ближнего своего: яко сам себе», можно сказать, основа всего, то желательно было бы, чтобы Вы и Ваше духовенство приняли участие в этой борьбе». Епископ Фаддей категорически отказался:  «Никакого участия в повстанческом движении я не принимал и принимать не могу. И духовенство также не надо втягивать в политическую борьбу».

7 ноября 1921г. ЧК приступила к уничтожению повстанческого движения на Волыни. Через несколько дней владыка Фаддей по доносу был арестован Волынской ГубЧК, как «участник повстанческого движения на Волыни». Сразу же после ареста православные христиане г. Житомира написали заявление в ЧК с просьбой отпустить Владыку. Но власти не отпустили епископа. К 5 января 1922г. он был привезен в Харьковскую тюрьму.

Всеукраинская ЧК 25.02.1922 г. выдвинула обвинение «участник повстанческого движения на Волыни». Был вынесен приговор — административная высылка из Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК. Всеукраинская ЧК 25 февраля 1922г. постановила: «выслать епископа Фаддея  в распоряжение Патриарха Тихона с правом жительства в одной из центральных  северных губ. РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации  в органах ЧК…». Заключение начальника секретного отдела Волынской ГубЧК: «Епископ Фаддей как высшее духовное лицо в Волыни, действовавший, безусловно, во вред советской власти, ни в коем случае не может быть  возвращен на Волынь. Со своей стороны, считал бы его политически неблагонадежным, как находящегося на Волыни более 15 лет и пользующегося большим авторитетом у местного населения, выслать из пределов Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК». 1921 г. прибывал в тюрьме г. Житомира, а в 1922 г. в тюрьме г. Харькова.св. Фаддей в Астрахани

13 марта 1922г. Патриарх Тихон возвел епископа Фаддея в сан архиепископа и благословил ехать в Астрахань, назначив его на Астраханскую кафедру. На следующий день архиепископ Фаддей с удостоверением патриархии о назначении на Астраханскую кафедру пошел в ГПУ на Большую Лубянку, чтобы зарегистрировать свой отъезд из Москвы. В ГПУ ему приказали не выезжать из Москвы до получения его дела из Харькова и рассмотрения его Московским ГПУ, взяв подписку о невыезде. Увидев, что отъезд его затягивается на неопределенное время, владыка Фаддей, оберегая хозяев, на следующий день переехал с частной квартиры на Валаамское подворье.

Находясь в Москве, архиепископ Фаддей служил в основном на Валаамском подворье, где и жил. Он принимал деятельное участие в работе Священного Синода при Патриархе Тихоне. В это время митрополитами Агафангелом (Преображенским), Кириллом (Смирновым) и архиепископом Фаддеем был составлен документ, в котором были даны ответы на насущные вопросы православных, касающиеся обновленческого раскола. В марте 1922г. большевики приступили к «изъятию церковных ценностей». Патриарх Тихон выступил с посланием, в котором осуждались действия властей 19 мая обновленцы захватили патриаршую резиденцию на Троицком подворье. Патриарх Тихон переехал в Донской монастырь и вскоре был арестован. Управление Православной Церковью Патриарх передал митрополиту Агафангелу. 1922 г. был арестован по обвинению «враждебное отношение к Соввласти, распространение нелегально изданных посланий митрополита Агафангела». Приговор: 1 год административной высылки в Зырянскую АО (ЦА ФСБ РФ. Д.Н-1539. Л.9.). В 1922 г. вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) находился во Владимирской тюрьме. В 1923 г. проживал в Волоколамске. Служить ездил в московские храмы.

св. Фаддей тюрьма ГПУ9/22 декабря 1923г. архиепископ переехал в Астрахань и получил титул Астраханский. За все время своего пребывания в Астрахани архиепископ Фаддей ни одного слова не сказал против обновленцев публично, но пример его личной жизни был красноречивее любых слов.Нравственное влияние архиепископа на верующих было огромным — в их домашних иконостасах рядом с иконами стояли фотографии Владыки Фаддея. Верующие почитали его, зная о его святой жизни, кротком и мирном нраве и чудотворящих молитвах. Он вел жизнь настоящего бессеребренника, был прост и открыт в общении, в свободное время принимал посетителей, утром и вечером совершал уставные богослужения. В управлении Астраханской епархией архиепископ Фаддей почти устранился от административной части. У него не было канцелярии. Была только именная печать для ставленнических грамот и указов о назначениях и перемещениях. За всю свою архиерейскую деятельность владыка ни разу не накладывал ни на кого дисциплинарных взысканий; никто не слышал от него упрека или грубого слова. Соборным храмом для него стала Князь-Владимирская церковь, вмещавшая несколько тысяч верующих. Покровская церковь стала для него крестовой церковью, в ней он бывал ежедневно и почти ежедневно служил литургию. Кроме того, архиепископ любил служить в единоверческой церкви. Все знали, что каждый день владыка где-нибудь да служит. В церкви Петра и Павла каждую среду он служил всенощную, в четверг — акафист Николаю Чудотворцу, в пятницу — акафист Божией Матери в Покровской церкви,в воскресенье — акафист Спасителю в Князь-Владимирском соборе. После службы архиепископ беседовал с прихожанами. Проповеди он говорил за каждой литургией, даже и тогда, когда был нездоров. Всего в Астрахани архиепископ произнес более трехсот проповедей и поучений, не считая многочисленных бесед после акафистов, на которых он разъяснял Священное Писание. Где бы архиепископ ни жил, он не имел ничего своего. Давали ему чай или обед — он пил и ел, если не давали — не спрашивал. Он всегда считал себя гостем и зависимым от того, кто ему прислуживал и помогал. Денег архиепископ ни от кого не брал, и несколько приходов взяли заботу об устройстве его быта на себя.

3.09.1924 г. патриарх Тихон наградил архиепископа Фаддея правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

В декабре 1926 г.  в Саратове архиепископ Фаддей по распоряжению Тучкова был задержан и отправлен в г.Кузнецк Саратовской обл., покидать который ему было запрещено. Архиепископ Фаддей проживал в Кузнецке в ссылке без права выезда до марта 1928г., когда был назначен на Саратовскую кафедру освобожденным из заключения митрополитом Сергием (Страгородским). В ноябре 1928 г. митрополитом Сергием он был переведен в Тверь.сщмч. Фаддей Тверской

В Твери архиепископ поселился на тихой улочке в угловом доме с крошечным садом. В саду владыка подолгу ходил и молился, особенно по вечерам. После молитвы он благословлял на все стороны город и уходил в дом. Архиепископ Фаддей продолжал свое подвижническое служение, не отказывая в помощи страждущим и болящим, духовно наставляя всех к нему приходящих. По свидетельству многих прихожан, архиепископ Фаддей обладал даром прозорливости и исцеления. В конце 1936г. архиепископ Фаддей был уволен на покой.

Архиепископ Фаддей был арестован 20 декабря 1937 г. около 8 часов вечера. При обыске сотрудники НКВД перерыли весь дом, обыскивали его до 5 часов утра, но ничего ценного для себя не нашли. Были «изъяты» панагия, кресты, потир, дароносица, облачение, 27 штук свечей, 30 четок, духовные книги, тетради с записями архиепископа, официальные циркуляры Московской Патриархии, фотографии, два архиерейских жезла. Через три дня после ареста владыки была арестована его келейница и секретарь Вера Васильевна Трукс (погибла в ИТЛ в 1942г.).

Тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. 29.12.1937 г. выдвинула обвинение «контрреволюционная агитация, руководство церковно-монархической контрреволюционной организацией» и вынесла приговор — высшая мера наказания — расстрел (Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д.20712-С.). Десять дней Владыка находился под арестом, в одной камере с уголовниками, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания. Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары и время от времени ставили туда консервную банку с нечистотами, кощунственно приговаривая: «Вот тебе твое кадило!..» А старец лишь безмолвно молился за своих мучителей. В житии архиепископа рассказывается следующая история.  «И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за беззащитного.  Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете!» Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары глянуть — жив ли еще святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет — свет нетварный, тихий спутник достигших совершенства делателей непрестанной Иисусовой молитвы…св. Фаддей последняя тюрьма Они помогли обессилевшему архиепископу выбраться из-под нар, все просили у него прощения. С того дня уж насмешки над ним прекратились и уголовники даже начали заботиться о владыке. И, что совершенно уму человеческому непостижимо, все эти люди, мучившие Святителя, но покаявшиеся, остались живы, хотя некоторые из них были мобилизованы на фронт и прошли войну. Такова сила покаяния и прощения грехов, такова сила молитвы святого Владыки».Начальство заметило перемену в отношении заключенных к владыке и перевело в другую камеру.Виновным себя архиепископ Фаддей не признал. Через день после ареста, по постановлению тройки при УНКВД Калининской обл. от 29 декабря 1937г. он был приговорен к расстрелу.

31.12.1937 г. в Калинине (в Твери) святителя расстреляли. Место захоронения Калинин (Тверь), Вознесенский собор. По одним данным, был 31 декабря 1937г. расстрелян, по другим — по пути следования к месту расстрела, палачи утопили его в нечистотах. 26 октября 1993г., в день празднования Иверской иконы Божией Матери, были обретены его святые мощи. св. Фаддей рака в ТвериОни были перенесены в Вознесенский собор Твери. Как при жизни архипастыря, так и после его мученической кончины, многие обращающиеся к нему, получают по его молитвам исцеления и утешения в скорбях.

Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский) канонизирован 23.02.1997 г. Архиерейским Собором РПЦ.

Тропарь, глас 1:

Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися.

Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, многим добрый

помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен,

лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиих

крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему икона св. Фаддеятобою

всем исцеления.

Кондак, глас 4:

Духа небоязни, силы, любви и упования даде Пастыреначальник ти,

святителю Фаддее, во страдании бо твоем благодарение Богу воздавал еси

и в гонениях страждущия утешал еси, глаголя: Не унывайте,

Христос бо с нами есть.

Дни памяти

1Старый стиль18.12 /Новый стиль 31.12 день мученической кончины (1937г.)

2Старый стиль 13.10 /Новый стиль 26.10 день обретения мощей (1993г.)

3Собор новомучеников и исповедников Российских Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02

Реабилитирован 04.10.1989 г. Прокуратурой Тверской обл.

Публикации

1Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.  С.900.
2Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6.  С.325–327.
3ЖМП. 1997. N 4. С.36–38.
4Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн.3. С.481–565,613–619.

5Тимиряев Е.Р. «Много скорбей понесешь…»// Православная Житомирщина. 2000. Вересень. С.7.
6http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Википедия — Свободная энциклопедия. Фаддей (Успенский)).
7Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т.1. Тверь: «Альба», 2000.  С.442.
Документы

ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.89.

Статья по материалам  ПСТГУ. Факультет ИПМ: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/mcanonf.html?/ans